Японский язык. Уроки японского языка онлайн
Приступая к изучению уроков японского языка (нихонго) представленных в этом разделе, Вы должны уметь читать японские тексты написанные с использованием японской азбуки (годзюон): катакана (katakana) и хирагана (hiragana).
Если Вы ещё не изучили их - советую Вам начать изучение японского языка именно с этого.
В противном случае Вам будет очень тяжело воспринимать изложение материала в представленных уроках японского, особенно в основных уроках.
Раздел | Название темы | Ответов |
---|
Онлайн Японский язык
Онлайн японский язык. Урок 2 (1) - Грамматика японского языка
|
Автор: Vadim | Все новости от 9 янв 2007 | |
第 2 課 - урок 2
Открыть полное содержание 2 урока по японскому языкуОбсудить данный раздел или задать свои вопросы на форуме
Во 2-м основном уроке, в разделе "Грамматика" рассматриваются следующие разделы грамматики японского языка:
- Предметно-указательные местоимения:
- これ
- それ
- あれ
- Вопросительное местоимение どれ
- Указательные местоимения:
- この
- その
- あの
- Вопросительное местоимение どの
- Вопросительные местоимения どなた/だれ
- Именительный падеж が
- Вопросительное местоимение なに
- そうです / そうじゃ ありません
- Вопросительное предложение в отрицательной форме
- предложение 1 か、 предложение 2 か
- существительное 1 の существительное 2
- そうですか
Предметно-указательные местоимения:
- これ
- それ
- あれ
Тонизация предметно-указательных местоимений: koRE, soRE, aRE,DOre.
Предметно-указательные местоимения:
- これ - это,
- それ - это, то,
- あれ - вон то,
- どれ - что?, который?
- замещают названия предметов и животных, в некоторых случаях (в речи о неодушевлённых предметах) переводятся как местоимения он, она, оно, они.
Между собой местоимения これ, それ, あれ различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам:
- これ - указывает на предмет, более близкий к говорящему (первому лицу)
- それ - на предмет, более близкий к собеседнику (второму лицу)
- あれ - на предмет, отдаленный и от первого, и от второго
Местоимения これ, それ, あれ в предложении могут выполнять функции подлежащего, дополнения, именной части составного именного сказуемого, но не могут быть определением. Эти местоимения изменяются по падежам, как существительные, но не имеют формы родительного падежа.
Примеры:
- これは いすです。 - Это стул (В случае когда говорящий держит стул и говорит о нем)
- あれは 大学です。 - Вон там - институт
- ちずは それです。 - Карта - вон то. (говорящий указывает на карту удаленную от него)
- それは でんわです。 - То - телефон
- つくえは これです。 - Стол - вот.
- まどは あれです。 - Окно - вон там (Говорящий показывает на окно, которое удалено как от него, так и от собеседника)
- それは 辞書 ですか。 - Это (у вас) словарь?
- これを ください。 - Дайте мне вот это. (Урок 2)
Вопросительное местоимение どれ
Вопросительным местоимением, соответствующим предметно-указательным местоимениям これ, それ, あれ, является местоимение どれ.
Местоимение どれ образует специальный вопрос и употребляется в значениях:
- какой?
- что? (из имеющихся предметов)
- где?
Например:
Ответом на такой вопрос может быть:
Примеры:
- かみは どれですか。 ー かみは これです。
Где бумага? - Бумага - вот. (рядом с говорящим) - かばんは どれですか。 ー かばんは それです。
Что (из предметов) является портфелем? - Вон портфель. (удален от говорящего) - かごは どれですか。 ー かごは それです。
Где корзина? - Вон она (удалено от говорящего) - えは どれですか。 ー えは あれです。
Где картина? - Вон она. (удалено от говорящего и вопрошающего)
Указательные местоимения:
- この
- その
- あの
Указательные местоимения:
- この - "этот",
- その - "этот, тот",
- あの - "вон тот",
- どの - "который?"
- употребляются в качестве определения к существительному.
Указательные местоимения не склоняются, в предложении никогда не употребляются самостоятельно, а только в сочетании с именем существительным:
Например:
その まど - то окно
あの ペン - вон та ручка
その かばんは あなたの ですか。 - Тот портфель Ваш?
わたしは この グループの せんせい です。 - Я преподаю в этой группе.
この 本は わたしのです。 Эта книга - моя.
あの 方は どなたですか。 Кто тот человек?
Между собой местоимения この, その, あの, различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам. Это происходит по тому же принципу, что и для предметно-указательных местоимений これ, それ, あれ рассмотренных выше.
- Местоимение KONO употребляется в том случае, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи говорящего, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое либо отношение, или известном ему;
- Местоимение SONO употребляется тогда, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи собеседника, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое-либо отношение, или известном собеседнику, но не говорящему;
- Местоимение ANO употребляется тогда, когда предмет находится на каком-то расстоянии и от говорящего, и от собеседника, или данный предмет общеизвестен собеседникам.
Например, если книга находится ближе к говорящему, то он будет говорить про неё KONO, а если книга находится ближе к собеседнику, то говорящий будет говорить про неё SONO, в случае, когда собеседники стоят у окна и говорят о находящемся во дворе дереве - оба будут говорить про него - ANO.
Пример диалога:
- その ペンは あなたの ですか。
- はい、この ペンは わたしの です。
- Та ручка Ваша (Показываю на ручку лежащую перед собеседником).
- Да, эта ручка моя.
- この ペンも あなたの ですか。
- いいえ、その ペンは わたしの ではありません。あなたの です。
- А эта ручка тоже Ваша? (показываю на ручку которая находится возле меня).
- Нет, та ручка не моя. Ваша (ручка).
- どの ペンが せんせいの ですか。
- あの ペンが せんせいの です。
- А какая (которая здесь) ручка преподавателя?
- (Вон) та - ручка преподавателя.
Вопросительное местоимение どの
DONO - "какой (из многих предметов)?" - является соответствующим вопросительным местоимением для KONO, SONO, ANO.
Так же, как и KONO, SONO, ANO, вопросительное местоимение DONO употребляется лишь в качестве определения к существительному.
Вопросительное предложение с указательно-вопросительным местоимением DONO представляет собой специальный вопрос (т. е. такой, который требует в ответе конкретной информации: какой именно из ряда предметов...?).
Данное местоимение не склоняется и употребляется только в сочетании с существительным, к которому оно относится.
Например:
どの えんぴつ ですか。 その えんぴつ です。 - Который (из имеющихся здесь предметов) карандаш? - Это карандаш. (карандаш - вот это.)
たなかさんの ほんは どの(ほん)ですか。その ほん です。 - Которая (из имеющихся здесь предметов) книга господина Танака? Та книга.
アンナさんの つくえは どの (つくえ)ですか。この つくえ です。 - Который (здесь) стол Анны? Вот этот.
せんせいの いすは どの (いす)ですか。 あの いす です。 - Который (здесь) стул учителя? Вон тот.
Если DONO выступает определением к существительному, являющемуся подлежащим, это подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа - GA.
DONO + | Подлежащее существительное |
+ GA + | Сказуемое DESU KA |
Например:
Если ответ сохраняет грамматическую структуру вопроса, подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа GA.
Например:
この かばんが わたしの です。 - Вот этот портфель мой (а не тот и не другой).
この かばんは わたしの です。 - Этот портфель мой (а не Ваш и не его).
Вопросительные местоимения どなた / だれ
Вопросительные местоимения どなた/だれ - "кто?" употребляются в предложении, содержащем специальный вопрос (т.е. такой, который требует в ответе конкретной информации, например, о том, где, когда, сколько и т. п.).
Различаются эти местоимения степенью учтивости:
- どなた - более учтивое,
- だれ - чуть менее.
Например:
- その かたは どなた ですか。
- この かたは インドネシアの アリさん です。
- Тот господин кто?
- Это господин Ари из Индонезии.
- あの おんなのひとは だれ ですか
- あの おんなのひとは にほんごの がくせい です。
- Кто та женщина?
- Она - студентка-японистка.
Внимание!
- В вопросе, содержащем имя человека, о котором хотят получить информацию, どなた и だれ употреблять нельзя.
- В предложении с составным именным сказуемым どなた и だれ не могут стоять в позиции подлежащего, если предложение содержит какое-либо местоимение, имя человека или слово, обозначающее его социальную роль.
- Если DONO KATA или DONO HITO в вопросительном предложении стоят в позиции подлежащего, они оформляются GA.
Соответственно, если ответ сохраняет структуру вопроса, после подлежащего в ответе ставится GA:
Например, нельзя спросить:
Если мы хотим узнать, кого из... зовут так-то... мы должны употребить DONO или более вежливую форму: DONO HITO или DONO KATA.
Также в ситуации, когда в вопросе присутствует имя человека - используется DONO
たなかさんは どのひと ですか。
- Кто из присутствующих здесь - Танака?
やまもとせんせいは どのかた ですか。
- Кто из присутствующих здесь - Ямамото-сэнсэй?
То есть нельзя, например, сказать:
だれが あのひと ですか。
Правильный вариант:
あのひとは だれ ですか。 - Кто вон тот человек? (интересуемся именем человека)
あのかたは どなた ですか。 - Кто вон тот человек? (интересуемся именем человека)
マリーさん です。 - Это Мария; или:
あのひとは (あのかたは) マリーさん です。 - Вон тот человек - Мария
マリーさんは どのひと ですか。 - Кто (из здесь присутствующих) Мария?
あのひと です。 - Вон (она).
どなたが せんせい ですか。 - Кто учитель?
たなかさんが せんせい です。 - Учитель - Танака сан.
Именительный падеж が
Показателем именительного падежа является суффикс が.
В предложении подлежащее стоит в именительном падеже в том случае, когда на него падает логическое ударение, то есть информация, передаваемая подлежащим, является новой, например:
アンナさんが 学生 です。 - Анна (а не кто-либо) студентка.
Именно поэтому в предложении все вопросительные местоимения и существительные с определением, выраженным вопросительным местоимением, в роли подлежащего имеют форму именительного падежа на が, например:
どなたが 先生 ですか。 - Кто преподаватель?
どれが 本 ですか。 - Что (из имеющихся предметов) книга?
В ответе на вопросительное предложение, в котором вопросительное местоимение имеет форму именительного падежа на が, подлежащее ответного предложения также имеет форму именительного падежа на が, например:
どなたが 先生 ですか。ー 山田さんが 先生 です。 - Кто преподаватель? Ямада - преподаватель.
どれが 本 ですか。ー それが 本 です。 - Что (из имеющихся предметов) книга? Это - книга
どれが しんぶん ですか。 - Где (которая) газета?
これが しんぶん です。 - Вот газета.
これです。 - Вот.
しんぶんは これ です。 - Газета - вот.
В предложениях, в которых подлежащее стоит в именительном падеже, сказуемое сообщает уже известную информацию, являющуюся темой сообщения.
Сравните два предложения:
- それが 本 です。 - Это книга.
- それは 本 です。 - Это книга.
Первое предложение является ответом на вопрос:
А второе:
Таким образом, главная информация в первом предложении заложена в слове それ, во втором - в слове 本
Например:
どなたが 学生 ですか。 - Кто студент?
ー アンナさんが 学生 です。 - Анна - студент
どなたが 先生 ですか。 - Кто учитель?
ー 山田さんが 先生 です。 - Ямада - учитель.
どれが でんわ ですか。 - Что (здесь) телефон?
ー それが でんわ です。 - Вон то - телефон.
どれが しんぶん ですか。 - Которая (из предметов) - газета?
ー これが しんぶん です。 - Вот это - газета.
Вопросительное местоимение なに
С помощью вопросительного слова NANI (NAni) образуется специальный вопрос со значением "что?", "что за...?" и употребляется в вопросах о предметах.
Местоимение NANI изменяется по падежам как существительное. В предложении личное местоимение может быть подлежащим, определением, дополнением, именной частью составного именного сказуемого.
Если после NANI следует слово начинающееся со звуков n, t, d, b, y, то конечное i может выпадать, и тогда NANI принимает форму NAN.
Например:
これは なんですか。 - Это что?
それは じどうしゃです。 - Это автомобиль.
そうです / そうじゃ ありません
Слово そう часто используется при ответе на вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа, в случае, если сказуемое в вопросе выражено существительным.
- Утвердительный ответ: はい、そうです。
- Отрицательный ответ: いいえ、そうじゃ ありません。
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
...はい、そうです。 ...Да (, это так).
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
いいえ、そうじゃ ありません。 ...Нет (, это не так).
Глагол ちがいます (буквально: "отличаться, быть другим") может использоваться в значении - そうじゃ ありません。
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
いいえ、ちがいます ...Нет (,это не она).
Вопросительное предложение в отрицательной форме
Сущ1 は Сущ2 では ありませんか。
Сущ1 は Сущ2 じゃ ありませんか。
Во 2-м вводном уроке рассматривались вопросительные предложения без вопросительного слова, заданные в утвердительной форме. Но такой вопрос можно задать и в отрицательной форме, в этом случае схема вопросительного предложения будет следующей:
あの人は 学生 では ありませんか。 Он не студент?
Обычно такие вопросы задаются, когда говорящий предполагает, что сообщение
Сущ1 は Сущ2 です。 - правильное, то есть あの人は 学生 です。 - Он студент,
но он хочет услышать подтверждение этому.
Собеседник, подразумевая подтверждающий оттенок вопроса, отвечает:
Утвердительно:
Отрицательно:
(あなたは) 学生 では ありませんか。 - Ты не студент?
ー はい、学生 です。 - Да, я студент.
(あなたは) ぎし では ありませんか。 - вы не инженер?
ー はい、そうです。ぎしです。 - Да, я инженер.
(あなたは) 山田さん では ありませんか。 - Вы не Ямада-сан?
ー はい、わたしは 山田です。 - Да, я - Ямада.
山田さんは 学生 では ありませんか。 - Ямада-сан - не студент?
ー いいえ、山田さんは 学生 では ありません。 - Нет, Ямада-сан - не студент.
あのかたは 先生 では ありませんか。 - Вон тот человек - не учитель?
ー いいえ、 先生 では ありません。 - Нет - не учитель
山田さんは ぎし では ありませんか。 - Ямада-сан - не инженер?
ー はい、山田さんは ぎし です。 - Да, Ямада-сан - инженер
предложение 1 か、 предложение 2 か
При ответе на такой вопрос требуется сделать выбор между альтернативами: Предложение 1 или Предложение 2
В качестве ответа на вопрос данного типа даётся выбранное предложение.
Ни はい ни いいえ использоваться не могут.
これは 「 9 」 ですか、 「 7 」 ですか。
Это "9" или "7"?
…「 9 」です...Это "9".
существительное 1 の существительное 2
В Уроке 1 вы узнали, что の используется для связи двух существительных, когда Существительное 1, определяет Существительное 2.
В этом уроке вы изучите два других способа использования частицы の.
Существительное 1 показывает, кому принадлежит Существительное 2.
Существительное 2 может быть пропущено, когда и так ясно, о чём идёт речь.
Однако, если Существительное 2 означает человека, оно пропущено быть не может.
あれは だれの かばんですか。 Чья это сумка?
… さとうさんのです。 ...Г-жи Сато.
この かばんは あなたのですか。 Это ваша сумка?
… いいえ、わたしのじゃ ありません。 ...Нет, не моя.
ミラーさんは IMC の 社員ですか。 Г-н Миллер сотрудник IMC?
… はい、 IMC の 社員です。 ...Да, он сотрудник IMC.
В японском языке класса притяжательных местоимений как такового не существует.
Притяжательные местоимения образуются путем присоединения суффикса родительного падежа の к личным местоимениям, например:
私の | - мой, моя, моё, мои; |
私たちの | - наш, наше, наша, наши; |
あなたの | - твой/Ваш, твоя/Ваша, твоё/Ваше, твои/Ваши; |
あなたがたの | - ваш, ваша, ваше, ваши; |
あの人の | - его, её; |
あの方の | - его, её; |
あの人たちの | - их; |
あの方がたの | - их; |
だれの、どなたの | - чей? |
そうですか。
Это выражение используется, когда говорящий получает новую информацию и демонстрирует, что он воспринял и понял её.
この かさは あなたの ですか。
… いいえ、ちがいます。 シュミットさんの です。
そうですか。
Этот зонт ваш?
...Нет, г-на Шмита.
Понятно.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Задав свой вопрос на форуме вы можете получить ответ намного быстрее
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.